Любое здание, любой строительный объект должен соответствовать требованиям противопожарной безопасности. Одна из важнейших задач любой предпринимательской деятельности - сделать свои здания, офисы и другие объекты максимально безопасными для людей. Для этого надзорные органы МЧС постоянно проверяют, сравнивают и предписывают к изменениям, а то и штрафам нерадивых предпринимателей. 

Мы уже писали о том, что компания "ТехнолоджиГрупп" проводит такую услугу как Оценка пожарного риска, которую необходимо проводить как для новых строящихся, так и для зданий, перешедших в другое управление. 

Государство считает, что излишняя осторожность в вопросах пожарной безопасности никогда не повредит. В конце концов заинтересованность в исправности не только документации, но и противопожарных систем, должны проявлять сами предприниматели, чьи сотрудники и имущество будут находиться в здании. 

Для того, чтобы претензий со стороны МЧС было как можно меньше, следует заказать заранее независимый аудит пожарной безопасности. 

Давайте разберём, чем аудит независимой пожарной проверки отличается от государственной, какова цель аудитора, а также какие задачи помогает решить НОР.

Юридическое сопровождение

Обеспечение безопасности со стороны последствий огня регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В январе 2016 года в него были внесены правки, которые разрешают снизить государственную нагрузку на пожарные проверки и регулирование, но не декларативно, а за счет внедрения других форм контроля.

За нарушение пожарной безопасности предусмотрена ответственность! Именно поэтому обязательно необходимо назначить ответственного по каждому помещению за пожарную безопасность.

Этой законодательной нормой вместе с проверками со стороны МЧС предпринимателям разрешено предпринимать независимую оценку рисков пожара – НОР, или независимый аудит пожарной безопасности. Проверка происходит по регламенту «Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска», утвержденных Постановлением РФ от 07.04.2009 года, № 304 (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 года № 777).

Что выбрать: государственный пожарный надзор или аудит?

Любой предприниматель сталкивается обычно с таким выбором дважды: при приобретении здания (помещения) или переезде в него, либо при назначении визита пожарного инспектора. Стоит ли говорить, что от посещения государственного инспектора нельзя отказаться?

Государственный контроль объекта

Мало того, что от визита пожарного инспектора нельзя отказаться, так и его приход не из самых приятных для собственника. Инспектор может прийти в любое время в соответствии с государственным планом проверок. 

Помимо своего прихода, инспектор не ограничится тем, что пожурит за недочёты в пожарной безопасности. В минимальном случае он выпишет штраф, выдаст предписание к исправлению (купить..., поставить..., повесить..., что и так будет стоит достаточно денег, но, несомненно, дешевле штрафа, который можно было бы избежать заранее), а при повторном приходе и отказе исправить нарушения, приостановит предпринимательскую деятельность вплоть до исправления нарушений. 

Размеры штрафов в цифрах можно увидеть у нас на странице Штрафы МЧС. Зато сама государственная проверка абсолютно бесплатна!

Аудит независимой пожарной безопасности

Заказывая независимый пожарный аудит - вы заказываете прежде всего услугу со всеми вытекающими последствиями. Вы заключаете договор и платите по счёту за оказанную услугу. 

Организация "Технолоджи Групп", имеющая право проведения аудита независимой пожарной безопасности согласно аккредитации МЧС РФ, будет работать на вашем объекте согласно договору до завершения работ.

Кстати! Если компания "Технолоджи Групп" проведёт независимый аудит пожарной безопасности, то государственный пожарный надзор не вправе осуществлять свою проверку. Достаточно предоставить данные о независимом аудите в соответствующие органы. Что, собственно, компания "Технолоджи Групп" с удовольствием также сделает за вас. 

В результате предприниматель станет обладателем заключения с реальной оценкой пожарного состояния своей собственности.

Очевидные преимущества аудита пожарной безопасности для собственника бизнеса:

  • обоснование некоторых отклонений от норм в заключении может быть доказана допустимость определенных несоответствий общим противопожарным требованиям с помощью расчета степени пожарных рисков (например, иногда проще купить новый объект, чем устранить нарушения);
  • меньшее количество плановых проверок – объект, проверенный сторонней организацией, не включается в план проверок государственного пожарного надзора сроком на 3 года (по истечении этого срока можно заказать новую аудиторскую проверку и снова освободиться от государственного надзора на 3 года);
  • упрощенная схема государственных проверок – совсем избежать их не получится, но уже прошедшие пожарный аудит предприятия будут удостоены лишь беглого внимания инспектора (п. 63 Административного регламента МЧС) – он проверит только документы и организационные моменты противопожарной безопасности;
  • снижение категории риска – если по заключению аудитора объект принадлежит к категории меньшей ступени риска, нежели было установлено раньше, то категорию следует снизить на 1 ступень;
  • реальная информация о «пожаробезопасном» состоянии объекта – государственные проверки, ограниченные временем и формальностями, не дадут полной и всесторонней картины, в отличие от целенаправленной работы независимого аудитора, который не только предоставит исчерпывающую информацию, но и порекомендует оптимальные пути устранения нарушений и снижения рисков;
  • страховое возмещение по результатам случившегося пожара – даже если беда и произойдет, для застрахованного имущества потери будут компенсированы, а тарифы на страховой полис для прошедших аудит компаний значительно дешевле.

Цели и функции пожарного аудита

Цель проведения независимого аудита пожарного состояния предпринимательского объекта – вовлечь хозяев бизнеса в процесс действительного контроля над обеспечением безопасности, снизив административные барьеры и подняв уровень ответственности. Независимая оценка позволяет:

  • выявить действительно небезопасные с пожарной точки зрения места и процессы на предприятии, в ситуации пожара грозящие травмами или гибелью людей;
  • ознакомиться с реальной картиной степени исправности, дееспособности, соответствия требованиям имеющихся на предприятии систем пожаротушения, оповещения, вентиляции и др.;
  • разработать оптимальную схему безопасности и максимальной защиты от обнаруженных пожарных рисков;
  • внедрить систему «гибкого нормирования», основанную на праве предпринимателя рисковать своей собственностью при соответствии уровню пожарного риска;
  • запланировать необходимые противопожарные мероприятия с учетом имеющегося финансирования и расположить их по уровню важности.

Этапы проведения пожарного аудита

После того как между предпринимателем-собственником и организацией аудитором заключен договор о предстоящей проверке, в котором согласованы ее стоимость, сроки и условия, осуществляются следующие процедуры:

  1. Первичный визит на объект и осмотр его с целью определить объем предстоящих работ.
  2. Анализ законодательных актов, регулирующих пожарную безопасность объекта: отбор условий, на соответствие которым необходимо проверить объект защиты.
  3. Изучение документальных результатов предыдущих проверок: государственных или НОР.
  4. Полное обследование объекта с пожароопасной точки зрения.
  5. Сверка соответствия противопожарных систем законодательным требованиям (документальная и реальная).
  6. Констатация наличия средств для локализации, предупреждения и тушения пожаров.
  7. Проверка уровня знаний и умений персонала и руководства при пожароопасной ситуации.
  8. При необходимости – проведение экспертиз, расчетов, экспериментов.
  9. Вычисление уровня допустимого пожарного риска.
  10. Оформление и выдача аудиторского заключения с выводами относительно соответствия проверяемого объекта требованиям безопасности, а также с рекомендациями по устранению нарушений и принятию мер.

Потенциальные проблемы независимого пожарного аудита

Как и любой новый метод, независимая оценка пожарных рисков имеет некоторые слабые места, о которых предпринимателю лучше знать заранее:

  • неоднозначность трактовки термина «объект защиты» – если предприниматель владеет лишь комнатой или несколькими помещениями в здании и его собственность не выделена в отдельную пожарную единицу, то придется производить НОР, лишь договорившись с остальными собственниками (можно проводить только аудит комплекса целиком, независимая проверка отдельных помещений запрещена);
  • не все объекты получат трехлетнюю «пожарную льготу» по проверкам – для некоторых категорий объектов даже при наличии положительного аудиторского заключения предусмотрена отсрочка госконтроля не более чем на год (например, дошкольные и школьные учреждения, детские лагеря и т.п);
  • не все пожарные риски можно адекватно рассчитать – используемые методики не вполне совершенны, они позволяют оценить влияние на пожарный риск лишь ограниченного числа факторов;
  • большая цена ошибки – необходимость в нужном количестве у организации-аудитора квалифицированных специалистов и качественного оборудования для проведения проверки.